Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть
Моду создают люди. Эти люди — творцы, с богатой фантазией, талантом, трудолюбием, даром видеть будущее и прогнозировать. Такие люди становятся легендами моды. Об одном из них вы узнаете в этой публикации.
Чарльз Ворт
Чарльз Ворт. Как все начиналось
Чарльз Фредерик Ворт родился в Англии, в далеком для нас 1825 году.
Что отличает этого человека, так это то, что стал не просто легендой высокой моды, он сам создал моду от кутюр.
Тяга к созданию одежды возникла у Ворта достаточно рано. Семь лет он осваивает текстильное искусство на предприятиях родной Англии, но в двадцатилетнем возрасте он все же перебирается во Францию.
Это был Париж XIX века – время правления династии Бурбонов, всем силами стремившихся показать свой достаток и богатство. А еще это было время нуворишей – «новых французов», попавших в князи из грязи.
Первоначально Ворт устраивается менеджером в магазин готовой одежды. Платья и костюмы, похожие как близнецы, заполонили прилавки и улицы города. Не об этом мечтал Ворт, он создает эскизы, отшивает по ним женские наряды. Моделью будущего кутюрье служит его верная спутница, жена Мари Огастин Верне. Мадам Ворт в авторских платьях наносит визиты в знатные дома, тем самым продвигая идеи мужа в жизнь.
Знаменитые заказчики
Звездный час Ворта приблизил визит Мари к супруге австрийского посла Паулине Меттерних. Паулина, конечно, долго сомневалась даже просто взглянуть на эскизы дизайнера. Но, в итоге все же ознакомившись с ними, одобрила. И, о, чудо, заказала два платья. При этом Паулина Меттериних поставила условие – платья должны стоить не дороже 600 франков (это средняя цена наряда из магазина готовой одежды).
Эта унизительно низкая цена за изделие от Ворта стала платой за вход в мир французской (да и не только) элиты.
Появление мадам Меттерних на королевском приеме в наряде от Ворта произвело должный эффект.
Необычный фасон заинтересовал саму императрицу, супругу Наполеона III, Евгению Монтихо. Монаршая особа приказала доставить ко двору неизвестного дизайнера. Ворт становится поставщиком не только первым человеком в мире высокой моды, но и личным портным императрицы Евгении.
Евгения Монтихо в платье от Charles Worth
Весь Париж тут же возжелал иметь модные наряды от Ворта, простите, от кутюр. Да, да, именно тогда и появился этот термин. Наиважнейшим заказчиком Ворта оставалась королева Евгения. 150 платьев было изготовлено для императрицы, которые впоследствии она взяла на церемонию открытия Суэцкого канала. Другая монаршая особа, британская королева Виктория, также присутствовала на этой церемонии. Она тоже получила указанное количество платьев.
Королева Виктория обновила свой гардероб без шумихи, тайно заказав платья Ворта, через английские торговые фирмы. Все 150 платьев были отшиты из одинаковой материи, незначительно отличались лишь фасоны. Пресса восхищалась и умилялась скромностью королевы Виктории. Неброская роскошь, присущая нарядам Ворта, стала отличительным признаком викторианского стиля.
Еще одна царская особа – императрица Мария Федоровна, жена Александра III, более тридцати лет была заказчицей нарядов в модном доме Чарльза Вотра.
Мария Федоровна
Императрица Элизабет Австрийская
Дэйзи Плесская
Гардеробы практически всех царственных особ хранили вещи из мастерской Ворта. Не отставались в стороне и другие модницы — дамы из высшего общества и великие актрисы — Элеонора Дузе, Сара Бернар, Кора Герл.
Изобретения Ворта
Дом моды. В 1858 году Чарльз Ворт открывает собственную мастерскую «House of Worth». Находилась она на Rue de la Paix (Рю-де-ля-Пэ), не в самом престижном районе для любителей моды. Его Дом моды – это смесь пошивочной мастерской со светским салоном.
Модификация кринолина. Кринолин – куполообразная, жесткая юбка, с основой из конских волос, служившая каркасом, придававшим нужную форму юбке. «Клетка для женщины», как его в шутку называли в народе. Ворт создал облегченный кринолин. Его и «продвинула» в жизнь Паулина Меттерних.
Турнюр
Следующие изобретение Ворта турнюр быстро потеснил кринолин с арены моды. С помощью турнюра (приспособления в виде подушечки) создавался пышный, пуш-ап (в нужных местах) силуэт.
Платье со съемными лифами
Ворт к одной юбке создавал сразу несколько лифов. Это мог быть закрытый лиф с длинными рукавами или с V-образный вырез, большое овальное декольте, либо вовсе без рукавов. Получалось платье-трансформер, превращавшееся из визитного в обеденное, а из обеденного в бальное. Каждую из моделей Ворта отличала рукотворность. Многие модели современных дизайнеров создаются вручную.
Демонстрация одежды (показ)
В обыденном понимании показ – это эффективный инструмент продвижения собственной марки одежды. Ворт разрабатывал небольшие коллекции одежды, с определенными задумками в стиле, дизайне, тем самым он формировал вкус своих потенциальных покупателей. Моделью на этих показах выступала жена Ворта Мари.
Мари Верне Ворт
Манекен
Импровизированный торс человека без головы, на нем Ворт демонстрировал модели, на нем разрабатывал схему будущей модели платья.
Работа, производимая дизайнером без выкроек, прямо по ткани, которая потом кроится по линии наколок, — и в наши дни является характерной чертой от кутюр.
Платья, созданные Чарльзом Вортом
Prêt-à-porter
Чарльз Ворт первым ввел лицензионное создание копий одежды для широких масс. Он стал продавать образцы своих моделей в ателье либо крупные магазины во всех точках мира.
Ярлык, лейбл
Ворт одним из первых начал идентифицировать собственные модели. К платьям мастера пришивались ленточки с вытканным на ней именем.
Конечно, это не все достижения Чарльза Ворта, что прочно вошли в мир высокой моды и используются дизайнерами на протяжении многих лет.
Но уже то, что мы узнали об этом великом мастере, не дает нам права забывать о том, кто стоял у истоков высокой моды.